МОУ СШ №130

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 130 Ворошиловского района Волгограда»

Медиатор Школьной Службы Примирения Кондрашова Полина

ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ 

Медиация - способ урегулирования конфликтов, в котором стороны при помощи медиатора (посредника), самостоятельно ищут такое решение, которое отвечает интересам каждой из сторон.

Метод «Школьной медиации» - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров. Он вобрал в себя все лучшее, что накоплено за несколько десятилетий применения процедуры медиации в мире. В его основе лежит человек центристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка.

Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Посредник-медиатор не может принимать чью-либо сторону, у него нет задачи выяснить, кто прав и виноват. Он работает, чтобы стороны конфликта пришли к взаимовыгодной договорённости.

Медиатор исходит из того, что только стороны спора знают, как разрешить свой конфликт. Медиатор создает такие условия, чтобы они сами нашли решение и сами же взяли ответственность за него.

В нашей школе процедуру медиации проводит учитель физики и информатики, Братухина Светлана Викторовна.

ЗАЧЕМ НУЖНА МЕДИАЦИЯ ШКОЛЕ?

Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.

Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.

Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).

Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

ЗАЧЕМ МЕДИАЦИЯ НУЖНА РОДИТЕЛЯМ?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

ЗАЧЕМ МЕДИАЦИЯ НУЖНА ДЕТЯМ?

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты,не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

Цель: освоение навыков само- и взаимопомощи в процессе разрешения конфликтных ситуаций, снижение количества конфликтных ситуаций через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних, создание условий успешной социализации несовершеннолетних.

Задачи:

- распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);

- обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;

- организация просветительных мероприятий и информирование участников

образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации:

- подготовка и проведение мероприятий по созданию и расширению информационного пространства о восстановительных технологиях:

- мониторинг реализации восстановительных процедур в школе.

Статьи:

Деловая игра на тему Что такое дружба в 5 классе.docx

Статья на тему «Школьная Служба примирения» – помощник в разрешении конфликтов среди подростков..docx

порядок работы проведения примирительной программы.pdf

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ДЕТЬМИ.pdf

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Разрешение конфликтов.pdf

ПАМЯТКА ШКОЛЬНИКУ РЕЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА.pdf

Конфликты в школе — причины и способы решения

По мнению психологов, возникновения проблемных моментов между учениками, педагогами и родителями в процессе обучения не избежать. Каждый участник по-своему воспринимает определенные ситуации, что и становится основной причиной конфликта. Главным условием его разрешения становится поиск конструктивных путей выхода из сложившейся обстановки. В этой статье будет рассказано о причинах и способах решения конфликтных ситуаций в школе.

 

Типы конфликтов


Под термином «конфликт» понимают взаимодействие индивидов или групп лиц с несовместимыми взглядами, позициями или интересами. Школьный коллектив представляет собой большую группу людей, поэтому между ними периодически возникают спорные моменты.

Психологи выделяют следующие варианты конфликтов в школе:

ссоры между учениками;
разногласия у педагога со школьником (преподаватель-ученик);
спорные моменты родителей с учителем или администрацией школы.
При этом по результату противостояния между участниками конфликта последние делят на конструктивные и деструктивные. В первом случае все дискуссии и пути решения приносят положительный результат в виде определения нужных форм взаимодействия. Если каждая сторона остается при своем мнении и проблема не решается, то конфликт считается деструктивным.

Причины

Существует множество поводов к развитию споров, недопонимания и разногласий в школьном коллективе. Они определяют вид и способы решения конфликтных ситуаций.

Ребенок-класс


Споры и недопонимания возникают между учениками или весь детский коллектив выступает против одного школьника. Участие педагога при этом в большинстве случаев в решении проблемы становится обязательным.

К главным причинам возникновения такого вида конфликта относят:

желание одного из учеников быть главным;
личная неприязнь к конкретному ребенку;
борьба за внимание другого пола (между мальчиками за девочку или наоборот);
соперничество по определенным вопросам;
разведение сплетен или обман одной стороной конфликта;
частые оскорбления;
непринятие любимчиков учителя или отличников;
симпатия к девочке/мальчику без взаимности;
обиды на какие-либо действия других школьников;
социальное неравенство между детьми.


Нередко дети проявляют враждебное отношение к новеньким ученикам. Школьники, проучившиеся вместе, уже знают друг друга. У них сформировалось собственное ядро, каждый знает свою роль в коллективе. Появление чужака часто воспринимается как желание им занять чье-то место, особенно если он чем-то выделяется (внешность, поведение, результаты в учебе). Многие начинают его отталкивать, даже при условии, что новичок придерживается установленных коллективом правил.

Многие подростки способны на необдуманные тяжелые поступки. Для них существует понятие «только хороший или плохой», поэтому конфликты детей в школе протекают бурно, нередко с серьезным и опасным выяснением отношений. Во избежание серьезных последствий психологи всегда рекомендуют учителю контролировать подобные ситуации, своевременно выявлять конфликтные моменты.

Также частой причиной конфликта «ученик-класс» выступает неуважительное отношение одного школьника к остальным детям. Если ребенок не обращает внимание на все замечания последних, то они могут ополчиться против него, перестать общаться. Школьник в ответ начинает делать им всякие гадости. Без вмешательства учителя ситуация лишь усугубится.

Конфликт учеников в школе является часто встречающимся явлением. Обычно он характеризуется продолжительность и агрессивными стычками детей. Это нередко отражается негативно даже на взрослой жизни.

Педагог – школьник


Один из самых распространенных видов конфликта обусловлен тем, что интересы детей не всегда совпадают с желаниями учителя.

К причинам разногласий между учителем и учеником относят:

невыполнение одной стороны требований другой;
претензии к личностным качествам педагога или школьника;
неодинаковые требования педагогов;
мнение ученика, что его недооценивает учитель;
проблемное поведение ребенка;
преподаватель предъявляет завышенные требования к ребенку по сравнению с другими школьниками.
Личный подтекст конфликта обычно проявляется, когда педагог начинает недолюбливать учащегося по причине его плохого поведения, внешнего вида. Ребенку также может не нравиться манера поведения преподавателя. Чаще всего столкновения подобного вида развиваются на почве учебы, так как школьник может пренебрежительно к ней относиться или сам учитель по какой-то причине занижает ему оценки.

Бывают ситуации, когда дети указывают учителю на промахи в его знаниях, а последний принимает это близко к сердцу. Не все педагоги готовы менять привычный ход уроков, поэтому не всегда такие конфликты в школе имеют положительное решение.

Родители-учитель


Провокатором возникновения разногласий и спорных моментов может быть любая сторона. В разрешение таких конфликтов в школе может быть втянута и администрация учреждения.

К основным причинам относят:

недовольство личностного характера;
неудовлетворенное отношение родителям к применяемым методам обучения;
у каждой стороны собственное мнение о воспитании детей;
мнение родителей, что их чадо недооценивают.
Если школьник постоянно жалуется на учителя, то родители идут разбираться с последним. При этом они высказывают все накопившиеся претензии. Ситуация может затронуть не только администрацию учебного заведения, но и департамент образования или вышестоящие организации.

Родители должны понимать, что дома ребенок может вести себя иначе, поэтому претензии учителей не всегда являются неоправданными. Такие конфликты не редкость в начальной школе. Каждая сторона еще мало знает друг друга, поэтому любые действия не всегда оценивает правильно. Бывает виновным и педагог, который не обратил внимание на индивидуальные особенности ребенка.

Методы решения


В конфликт между школьниками психологи не всегда рекомендуют вмешиваться взрослым. Часто дети самостоятельно способны урегулировать конфликт. Когда же возникает необходимость вмешательства учителя или родителей, то делать это нужно спокойно. На детей не советуют оказывать давление в виде публичных извинений. Оптимальным вариантом считается подсказка взрослого о правильности поведения, предложение поставить себя на место соперника, обидчика.

Самостоятельный поиск решения научит ребенка принципам социальной адаптации, что в дальнейшем положительно отразится на взрослой жизни. Учителю советуют провести доброжелательный разговор со школьником, объяснить, что такая обстановка является нормальной, нужно искать компромисс.

Если причиной конфликтных ситуаций является агрессия и отсутствие друзей, то решением может стать запись школьника в интересные для него кружки.

Рекомендуют избегать решения конфликтных ситуаций по причине недоброжелательности коллектива класса путем перевода в другую школу. Подобное часто повторяется вновь, а ребенок запомнит только такую манеру разрешения конфликта. Потом он бросит ВУЗ, станет отказываться от работы, когда что-то пойдет не так. Уместно подключить всех родителей, чтобы они оказали положительное влияние на своих детей, научили правильному общению.

Для конфликта «педагог-учитель» существуют следующие способы решения конфликтных ситуаций:

уступки и поиск компромиссов со стороны взрослого;
подключение родителей, чтобы не сломать психику школьника неравным противостоянием;
привлечение посредником педагога, с которым у ученика хорошие отношения.
По настояниям психологов, в момент решения конфликта преподаватель не должен повышать голос, иначе такое поведение приведет к обострению ситуации. Разговор нужно вести уверенно, но спокойно даже при бурной реакции школьника.

Недовольство часто проявляют отстающие дети, которым нужно вселить уверенность в их силы. Если причиной конфликта выступает несоответствующая оценка знаний, то проверку часто проводит администрация школы или департамент образования. Во избежание недопонимания все результаты предоставляются родителям.

Профилактикой конфликтов в школе станет равноценное отношение учителя ко всем ученикам, что создает здоровую атмосферу в классе.

Преподаватель обязан уметь не только слушать, но и слышать детей. Если присутствует необходимость наказания, то она должна исключать унижение ребенка.

Главным способом решения конфликта между родителями и педагогом считается обычный разговор. Каждая из сторон должна представить свою точку зрения, а потом совместно найти компромисс. При этом нужно убрать эмоции и попробовать поставить себя на место другого участника конфликта. Все должны понимать, что их основная задача заключается в создании комфортных условий для обучения ребенка.

Если вы вспомните свои школьные годы, любую конфликтную ситуацию и способы ее решения, то поймете, что важно сохранять спокойствие, правильно анализировать ситуацию и уметь вести открытый диалог. Только такие правила помогут найти компромисс.

Буклет



Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ